Микрофинансовая грамотность: казусы на грани

25 августа 2015

Микрофинансовая грамотность: казусы на грани

Опрос участников микрофинансового рынка показал, что клиенты в своей массе безалаберны. Они раздают пин-коды от своих банковских карт, невнимательно заполняют анкеты, не отличают номер банковской картой от номера расчетного счета в банке. Как правило, кредитные специалисты просят исправить анкеты, неся тем самым финансовое просветительство в массы.

Микрофинансисты в своих моделях одобрения займов не опираются на критерии возраста и уровня образования заемщика. У них нет необходимости анализировать потенциальный уровень возвратности займа на основе социального статуса и перспектив адаптации гражданина в социуме в случае потери работы. Поэтому они могут лояльно относиться даже к ляпам, которые клиенты допускают еще на уровне заполнения заявок.

По словам Анастасии Крюковой, PR-специалиста МФО «Срочноденьги», некоторые клиенты на вопрос: «Есть ли у вас дети до 18 лет?» вполне конкретно отвечают: «Есть, семь», имея ввиду не количество, а возраст ребенка. Кто-то в качестве иждивенца в анкете указывает домашних животных. Мария Кондратьева, руководитель службы финансового мониторинга международной платежной системы Wallet One, приводит пример, когда на просьбу прислать фото заемщика с заявлением в руках, клиент высылает собственное обнаженное фото, на котором он прикрывается заявлением. Роман Халанский, директор по рискам сервиса по выдаче краткосрочных займов онлайн ООО «Займо» (kredito24.ru), говорит о распространенных случаях, когда в строке имя держателя карты клиенты пишут то, что они видят на болванке карты: CLIENT+KARD, master+account, ALEXANDER, world, kykyryza, NO+CARDHOLDER, DEBIT, electronic, EVROSET, INSTANT+ISSUE, LETO+BANK+CLIENT.

Иногда клиенты настолько наивны, что в графе анкеты «имущество» указывают велосипед, а в качестве подтверждения дохода могут прислать фото банковской карты, вероятно, подразумевая, что наличие банковской карты само собой говорит о некоем доходе.

При этом эксперты отмечают, что ситуация с повальной беспечностью граждан начинает серьезно влиять их собственную финансовую безопасность. Участились случаи мошенничества, которое рождается в правовом вакууме и халатном отношении к собственной конфиденциальной информации. Алексей Буханов, директор по маркетингу и продажам МФО «Честное слово», приводит в пример случай, когда заемщик потребовал аннулировать займ, оформленный на его имя, рассказывая о том, что займ был взят третьим лицом. Персональные данные, карту и PIN-код заемщик сам предоставил мошеннику, который обещал ему помощь в получении банковского кредита. «Помощник» был найден через объявление, вывешенное на автобусной остановке. Некоторые становятся жертвой своих родных, которым, безусловно, доверяют. Часто в распоряжении родственников оказывается телефон и доступ к банковской карте. На имя владельца карты берется займ. Причем те, кто это делает, не отдают себе отчета в том, что сохранить в тайне такую «сделку» невозможно, а моральный вред будет значительный, вплоть до разрушения родственных уз.

Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании "ЮрПартнерЪ", отмечает, что финансовая грамотность напрямую зависит от правовой культуры, которой, к сожалению, наши граждане не всегда могут похвастаться. Именно из незнания законов, даже на самом бытовом уровне, в большинстве случаев появляются различные курьезы в том числе, и в финансовой сфере. Особенно у жителей глубинки, где не так популярны интернет, СМИ, финансовые порталы и любые другие источники информации, которые популярно разъясняют, как грамотно пользоваться заемными средствами.