17 августа 2015
После массового ажиотажа, который был в конце 2014 года, в сегменте БТиЭ наступило затишье. Спад составил порядка 35%.
О прогнозах на второе полугодие рассуждают эксперты.
«Спрос в первом полугодии упал закономерно из-за ажиотажа конца 2014 года, — говорит Екатерина Баева, независимый финансовый советник Группа КЕЙЛ:
- «В декабре 2014 года из-за паники, стремясь сохранить сбережения, купили бытовую технику те, кто только задумывался о покупке техники в 2015 году. Многие купили, что называется «про запас». Поскольку бытовая техника товар длительного потребления, то спрос в первом полугодии упал. Дополнительно оказало влияние на падение спроса падение реальных доходов населения, люди просто не могут себе позволить купить ту технику, которую могли раньше, а кредиты стали еще дороже».
С Баевой соглашаются и другие эксперты:
Андрей Волков, nostrategy.ru агентство стратегического маркетинга:
- «Падение было неизбежным. Реактивное потребительское поведение должно было понести справедливое наказание. Если посмотреть динамику Авито, то число предложений «новых», «почти новых», «в заводской упаковке» телевизоров, холодильников, СВЧ начало расти уже в первом месяце 2015 года. Когда пришло осознание ненужности и несвоевременности трат, а кому-то уже понадобились деньги.
Кроме того, В 2015 году случится передел на рынке одежды, обуви и электронной коммерции. С растущей активностью, агрессивными наскоками рынок завоевывают Алиэкспресс, Джейди, а наши отечественные игроки потихоньку сдают позиции. У китайцев лучше технологии, почти всегда лучше ниже цены, и они готовы долго, очень долго работать за низкую, нулевую или отрицательную маржу».
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД RETAILER:
-«Бытовая техника относится к категории non-food — а эта категория сильно неустойчивая по продажам относительно разных внешних факторов: то есть случилось какое-нибудь экономическое потрясения — и категория мгновенно на это реагирует и сильно уходит в минус. В сравнении категория food значительно более устойчивая и не подвержена таким сильным колебаниям.
Рынок бытовой техники сегодня не самый лучший в рознице. Через несколько лет мы начнем забывать про сегодняшних лидеров по розничным продажам БТиЭ, что они когда-то относились к данному сегменту: уже сегодня они расширяют ассортимент другими категориями».
О валютной составляющей и кредитовании сегмента рассуждает Евгений Петров, редактор информационного портала easyfins.ru:
- «Падение вызвано пересмотром цен крупнейшими игроками и производителями из-за валютной составляющей в конечной стоимости товара, а также сокращением лимитов в направлении pos-кредитования со стороны банков. Последние вынуждены были снизить объемы потребительского кредитования из-за ужесточения со стороны регулятора к качеству кредитных портфелей.
Рынок переживает так называемую утряску, уходят недобросовестные игроки-перепродавцы, жившие за счет наценок и агрессивного продвижения бренда; оставшиеся пересматривают расходы на логистику, персонал, торговые площади, переходят в онлайн-торговлю и увеличивают комиссионные доходы (доставка, сервисное обслуживание, предоставление нетипичных услуг).
Что касается прогнозов по рынку на второе полугодие, то эксперты в целом оценили перспективы более оптимистично:
«Во втором полугодии рынок постепенно начнет восстанавливаться, но до уровня 2014 года еще очень далеко, — такую оценку дает Евгений Петров.
- Из-за снижения доходов населения надеяться на осенне-зимний период покупательской активности уже нельзя, поэтому стоит ожидать появления новых игроков финансового сегмента, появления удешевленных товаров производителей, появления маркетинговых акций по привлечению покупателя, развитие интернет-торговли».
«Во втором полугодии, конечно, должна быть динамика по рынку лучше, — добавляет Андрей Волков. — Все-таки формируются бытовые потребности, вещи выходят из строя. Но до конца 2015 года точно рынок будет слушать покупателя. А тот выбирать, где дешевле. А дешевле будет у китайских операторов».